На ГТРК «Тула» вышел сюжет, приуроченный к месяцу информирования о проблеме аутизма.
Богданова О., мама особого ребёнка: «Странности в поведении своей дочки я заметила, когда ей исполнилось 1,5 года. Она стала очень вялая, отрешенная, её было сложно увлечь. Из активного ребенка, постоянно требующего обратной связи, контакта, обожающего детские книги, картинки, игры в «ладушки» и «ку-ку», Софья постепенно ушла в свой замкнутый, тревожный и ранимый мир.
Неврологи уверяли меня, что ребенок родился незрелым, ему нужно дать время. В 2,5 года я впервые привела Соню на ПМПК ( психолого-медико-педагогическая комиссия) для определения образовательного маршрута и выбора детского сада, вердикт которой раздавил меня как большой осколок метеорита — у ребенка аутизм. На доске объявлений я увидела контакты реабилитационных центров, так узнала про НКО «Маленькая страна-Мы есть!»
За 6,5 лет пройден огромный путь, прожит очень сложный и ответственный кусок жизни, Соня из двухлетнего кричащего малыша превратилась в высокую стройную девочку с золотистыми волосами, пронизывающими глазами и очень стойким характером.»

Вот уже третий год подряд в Туле открываются ресурсные классы для детей с расстройством аутистического спектра (РАС). При обучении используют визуальное расписание, зонирование пространства, сенсорные комнаты, адаптированные образовательные программы.
Но, вместе с тем, остаются открытыми вопросы использования поведенческих методик, АВА (прикладного анализа поведения), системы поощрения, обратной связи специалистов с родителями, работы с учителями регулярных классов, в которые будут выходить ученики.
Кроме того, в ресурсные классы попасть почти невозможно, а классы в школах для детей с интеллектуальными нарушениями переполнены, не хватает тьюторов, не созданы условия для обучения.

Карташева А.В., специалист: «Все наши подростковые группы направлены на формирование жизненных компетенций. Начинаем с азов коммуникации, учим формулировать вопросы, даём для заучивания модели поведения, затем отрабатываем их с помощью волонтёров — студентов педагогических ВУЗов. Наша цель — научить детей взаимодействию с другими людьми: сделать покупку в магазине, обратиться за помощью, проложить маршрут в гаджете до нужного места и добраться до него на транспорте. Одним словом, мы учим самостоятельности, которую можно проверить в рамках тренировочной квартиры, а далее использовать все навыки для жизни в квартире постоянного сопровождаемого проживания.»

После окончания школы единицы наших подростков поступают в ГПОУ ТО» Тульский техникум социальных технологий»- это единственное учебное заведение в Туле для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По его окончании поддержка государством молодых людей с ОВЗ заканчивается, для них не создаются специализированные рабочие места.
Таким образом, воплощение цели, к которой мы стремимся много лет — сопровождаемое проживание подростков и молодых людей с РАС и другими ментальными нарушениями, включающее, непременно, трудовую занятость в данный момент лежит полностью на плечах родителей, не имеющих из-за постоянного ухода за ребёнком с особенностями возможности работать и получать достойную зарплату. Мы надеемся, что государство услышит родительское сообщество, и ситуация коренным образом изменится.

Мероприятия по информированию о проблеме аутизма прошли в рамках проекта «Только вперед!» при поддержке Фонд президентских грантов.

Сюжет можно посмотреть здесь

Рубрики: СМИ о нас