Наш новый проект «Дорога в жизнь» — это обучение всем необходимым жизненным навыкам и умениям в «учебных квартирах», улучшение качества жизни детей и подростков с РАС (расстройствами аутистического спектра) и другими множественными нарушениями развития в г.Тула и Тульской области.
Работать в нем будет сплоченная команда привлеченных дипломированных специалистов — социальные педагоги, психологи и дефектологи. Для его реализации открыта «учебная квартира», где будут проходить обучение более тридцати детей и подростков с аутизмом и другими ограничениями жизнедеятельности.
Цель проекта:
Обеспечение качества жизни детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и жизнеобеспечения средствами абилитации и социализации через сопровождаемое (поддерживаемое) проживание.

Задачи программы:

Формирование практических умений и навыков самообслуживания.
Формирование и совершенствование коммуникативных навыков, навыков межличностных отношений.
Формирование представлений о здоровом образе жизни, обучение гигиеническим навыкам.
Социально-бытовая ориентировка.
Формирование навыков общинного (группового) проживания.
Формирование чувства коллективизма и стремления взаимопомощи.
Удовлетворение основных жизненных потребностей человека (трудовая деятельность, общение, досуг).

Описание программы.

Обучение элементарным навыкам, знаниям, умениям самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности включают в себя: – навыки ориентации в среде обитания, передвижения на местности; – навыки самообслуживания (умение следить за собой, за одеждой, обувью, убрать помещение, мыть посуду, пользоваться бытовыми приборами и т. д.); – навыки самоконтроля и общения; – навыки по ведению домашнего хозяйства (умение приготовить пищу, закупить необходимые продукты и предметы домашнего обихода, планирование и распределение бюджета, уборка помещения и т. д.) Особое внимание будет уделено подбору ребят, которые примут участие в «учебном» самостоятельном проживании. Каждый день учебного проживания будет посвящен отработке определенных навыков.

У каждого подростка или молодого человека (девушки) свои интересы, привычки, желания, характер, возможности, которые должны учитываться. Группа будет подбираться из ребят разных особенностей и возможностей. Правилом будет то, что в группе обязательно ребята разного уровня самостоятельности. Это даст возможность более самостоятельным ребятам взять шефство над слабыми и быть помощником педагога, наставником над своим другом. На всех ступенях сопровождаемого проживания должен работать психолог. Психологическую поддержку должны получать как сами обучающиеся, в процессе обучения, так и их родители.
Для нашего Тульского региона проект «Дорога в жизнь» уникален. Интерес, проявленный к нему различными общественными организациями инвалидов Тулы и Тульской области, дает возможность дальнейшего использования конкурсного проекта в качестве положительной практики. И, безусловно, он может стать отправной точкой для постоянно действующей программы обучения самостоятельному проживанию инвалидов при получении поддержки со стороны государственных органов, как это происходит в других регионах.
Ожидаемые результаты.

В результате реализации социально значимого проекта «Дорога в жизнь» более 30 семей с особыми детьми получат возможность:
Расширить адаптивные возможности ребенка с проблемами в развитии;
Сформировать и закрепить умения и навыки, способствующие появлению у подростка самостоятельности, ответственного поведения, снижению уровня внешней опеки,
Достичь определенного уровня самостоятельного проживания в микросоциуме с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;
Оценить личные возможности и перспективы собственного ребенка в условиях специально выстроенной тренировочной модели будущего;

На сегодня у детей, нуждающихся в опеке, родители которых ушли из жизни, есть одна возможность существования – проживание в ПНИ. Можно и нужно менять эту ситуацию, создавая условия для жизни подростков и молодых людей в привычных условиях – городских квартирах, но не оставляя их в одиночку, а организовывая поддержку и сопровождение.