Социальная изоляция людей с особенностями развития – важнейшая проблема современного общества, которая в нашей стране, к сожалению, находится только в начальной стадии решения.

Как только родители осознают, что у ребенка имеются серьезные нарушения развития, они начинают искать пути помощи. Учреждений специальной направленности крайне мало, но они, хотя бы имеются, и возможность развивать ребенка младшего возраста есть. Но чем старше становится ребенок, тем больше потребностей в общении у него возникает, а круг доступных мест для посещений резко ссужается. Проект «Клуб общения и творчества» начал свою работу с начала учебного года 2014-2015 гг. при поддержке Фонда «Крылья даны всем» и Компании Мегафон. Целью является создание условий и среды для общения детей со сверстниками, обычных детских радостей, развития творческого потенциала и насыщенной событиями жизни.

Участники проекта:

Основная аудитория — дети, подростки и молодые люди с расстройствами аутистического спектра и сходными нарушениями. Дополнительная аудитория – специалисты центра, родители, волонтеры.

На данный момент успешно функционируют следующие группы общения и творчества:

  • «Непоседы»; 8 детей от 2 до 5 лет, существует первый год, проводится 4 часа в неделю. Программа группы: нейро-психологическая коррекция, игровая деятельность, фольклорные и подвижные игры, занятия творчеством, сенсорный блок
  • «Дружная команда»; 9 детей от 5 до 7 лет, существует второй год, проводится 8 часов в неделю. Программа группы: предподготовка к школе, нейро-психологическая коррекция, игровая деятельность, фольклорные и подвижные игры, ритмика, занятия творчеством, сенсорный блок. 
  • «Одуванчики»;6 детей 7 лет, существует первый год, проводится 3 часа в неделю. Программа группы: игровая деятельность, фольклорные и подвижные игры, ритмика, театральная деятельность, занятия творчеством, подготовка к хозяйственно – бытовой деятельности, выход в город. 
  • «Веселая семейка»; 6 детей от 9 до 13 лет, группа существует второй год, проводится 6 часов в неделю. Программа группы: игровая деятельность, фольклорные и подвижные игры, ритмика, театральная деятельность, тренинг общения, занятия творчеством, хозяйственно – бытовая деятельность, подготовка к работе в мозаичной мастерской, выход в город.
  • «Радость общения»;5 детей от 9 до 12 лет, группа существует второй год, проводится 3 часа          в неделю. Программа группы: игровая деятельность, фольклорные и подвижные игры, ритмика, театральная деятельность, занятия творчеством, хозяйственно – бытовая деятельность, выход в город.
  • «Важные особы»;3 человека от 16 до 18 лет, существует первый год, проводится 6 часов в неделю. Программа группы: хозяйственно – бытовая деятельность, выход в город, столярная мастерская. 
  • «Домовята»; 3 человека от 10-12 лет, существует с февраля 2015 г., проводится 3 раза в неделю по 2 часа. Программа группы: основы хозяйственно-бытовой деятельности, физкультура и ритмика  
  • «Смак»;5 человек от 13-14 лет, существует с февраля 2015 г., проводится двухчасовая группа 1 раз в неделю. Программа группы:
  • «Учимся жить».13 человек, от 13 до 21 года, существует второй год, проводится 6 часов в неделю. Программа группы: тренинг общения, выход в город, хозяйственно – бытовая деятельность, театральная и творческая деятельность, презентация. 

Все участники проекта имеют сложности во взаимодействии, как со взрослыми, так и с ровесниками. Не умеют проявлять и озвучивать свои чувства: симпатию, дружбу, сочувствие, страхи, желания. Не распознают эмоции другого человека, свои же используют не всегда адекватно ситуации. У многих отсутствуют навыки самоконтроля, если привычная обстановка изменяется, то это может привести к нежелательному поведению: агрессия, самоагрессия, истерики, разрушительное поведение. В незнакомых местах и ситуациях, сформированные навыки не используются. Младшие дети, которые недавно получают специализированную помощь, не понимают простых инструкций. Большинство ребят имеют вторичные и множественные нарушения: задержка и отсутствие речи, умственная отсталость, ДЦП, нарушение зрения, гиперактивность, гипоактивность. Взрослые дети и подростки не могут самостоятельно перемещаться по городу: не соблюдают правила дорожного движения, не ориентируются в городе, при использовании общественного транспорта им требуется сопровождение. Большая часть детей не способна самостоятельно организовать свое свободное время, требуется помощь взрослого.

За время работы проекта и родители и специалисты отмечают положительную динамику у детей по всем программам.

Руководитель программы «Радость общения» Блохина А.А.:

Выраженные сложности мы отмечаем у двоих наших воспитанников – Данилы и Машеньки. Маша впервые включена в состав группы, так как взаимодействие с другими детьми вызывало большие трудности. Изменение привычного ритма провоцировало множество аффективных вспышек, в начале занятий иногда требовалось присутствие мамы. Сейчас Мария танцует за руку с другими детьми, понимает и выполняет просьбы, самостоятельно включается в выполнение заданий за столом. Несмотря на сложности с восприятием предмета в ладошке, девочка с помощью моет овощи, складывает в ведерко, относит до места приготовления принимает участие в приготовлении пищи, режет овощи для салата. Положительным результатом мы отмечает изменения в поведении ребенка во время «выходов в город», сначала Машенька переживала, когда ей надо было выйти из помещения без мамы, в таких ситуациях мама была с нами. В прошлом году Данила был на групповых занятиях больше «гостем». Ему сложно было выдержать присутствие множества детей, выполнение поручений и занятия за столом давались с трудом. Теперь Данила ходит мыть овощи, складывает их в ведро и относит ребятам. Пока резать салат ему не доступно, Данька его сразу ест, а не вкусные ингредиенты резать не интересно. Теперь Даня с Машей вместе танцуют хоровод во время музыкально-ритмических занятий, ходят за руку из парка. Благодаря «выходам в город» ребята получают хорошую возможность для формирования навыков поведения в общественных местах и взаимодействия в новом пространстве.

Руководитель группы «Учимся жить» Копылова Н.В.

За месяцы проведения группы дружеские отношения среди ребят стали крепче, например, если кто-то из ребят в группе отсутствует, то остальные активно интересуются причиной отсутствия. Александр – самый старший участник группы, который был введен с этого года в коллектив, стал его постоянным членом – он более спокойно переносит присутствие в группе, без нежелательного поведения и ярких эмоциональных срывов, находится в группе ребят и отвечает на простые вопросы, подключается к обсуждениям и играет в настольные игры, взаимодействуя со всеми ребятами. Для Саши это единственная возможность получать навыки социального взаимодействия со сверстниками, в связи с совершеннолетием Саша перестал получать помощь в других учреждениях города. В отношении Никиты, которому нравится вызывать у ребят отрицательные эмоции подшучивая над ними, над их фамилиями и именами, личными вещами, большинство ребят выработали правильную модель поведения – уходить от ответа фразой «Никита, я не слышу тебя!». Раньше это было большой проблемой: причиной ссор и отвлечения от общей групповой деятельности, а теперь на урегулирование не нужно тратить дополнительного времени. Александра в этом году активно включается в жизнь группы: комментирует происходящие события, самостоятельно выстраивает диалоги с ребятами, уменьшилось нежелательное поведение, связанное с отсутствием мамы, раньше Саша могла долго кричать, звать маму, ссылаясь на болезни и усталость. Сейчас Саша открыта, пребывает в позитивном настроении, много шутит и смеется. Ребята самостоятельно обсудили тему потери, у одного из знакомых ребят умерла в этом году мама, сделав правильные выводы, решили, что это плохо.