Ангелина Клёмина, специалист Центра для особых детей и подростков НКО «Маленькая страна – Мы есть!»:

Меня зовут Ангелина. Я еще получаю образование в области коррекционной педагогики, но с 2016 года совмещаю учебу с работой в Центре для особых детей и подростков в некоммерческой организации «Маленькая страна – Мы есть!».

Я хочу рассказать про одну девочку с аутизмом, с которой занималась последние два года в рамках группы «Радость общения». Про то, что может сотворить труд, родительская любовь и вера в невозможное.

На момент нашего знакомства Наде было 9 лет и она была невербальным ребенком. На моих глазах за два года интенсивной работы  произошло невероятное – вопреки всем прогнозам, Надежда начала говорить. А ведь ей скоро уже 11!

Считаю, что прорыв в состоянии Нади напрямую связан с грамотным включением ее в программу «Каникулы дружбы». В несколько загородных лагерей она выезжала в сопровождении мамы. И вот настал момент, когда мы решились предложить маме отправить Надю в лагерь одну. Девочке было 10 лет.

Активное речевое развитие у Нади началось после лагеря самостоятельного проживания, который был организован общественной организацией «Маленькая страна – Мы есть!» при поддержке Фонда помощи детям «Обнаженные сердца» и Министерства труда и социальной защиты Тульской области в августе 2017 года на базе санатория –курорта «Велегож». Я стала сопровождающим Надю специалистом. Неоценимую помощь нам оказала Кейтлин (Мо) Тейлор, эрготерапевт (США), куратор данной лагерной смены.

К августу у Нади было много вокализаций. Она умела печатать, писать, понимала смысл написанного. Это очень помогло нам в работе.

До лагеря эксперты Фонда помощи детям «Обнаженные сердца» Святослав Довбня, Татьяна Морозова и Кейтлин (Мо) Тейлор провели для специалистов и родителей семинар на тему «8 стратегий поддержки детей с аутизмом».

Перечислю эти стратегии:

  • Рутины
  • Частичное участие
  • Время на обработку информации
  • Успокаивающие сенсорные ощущения
  • Подкрепление
  • Визуальная поддержка
  • Поддержка функциональной коммуникации
  • Структурирование окружающей среды

Наибольшую роль в развитии речи у Нади сыграла стратегия «Поддержка функциональной коммуникации». В нашем случае — это  лист формата А4, на котором изображены подписанные картинки, обозначающие то, что может хотеть Надя: «мама», «пить», «есть», «туалет» и тд. Каждый раз, когда поведение Нади было нам непонятно, мы давали ей этот лист. И она показывала, что хочет в данный момент.

После лагеря на занятиях мы стали просить Надю уже помимо того, чтобы просто показать картинки на доске, попытаться произнести свою просьбу. Так, понемногу, Надя начала произносить сначала первую букву желаемого слова, потом слог, потом несколько слогов, а дальше — больше: пошли и простые слова, и названия песен, мультфильмов, и любимых продуктов питания.

Также прогрессу Надежды очень помогло применение стратегии «Частичное участие» и использование противошумных наушников.

Майя Пименова, мама Надежды:

Новый 2018 год принес неожиданный подарок нашей семье: у Нади появилась речь. И это в 10 лет и 9 месяцев! Без преувеличения могу сказать, что это чудо. Прогноз по речевому развитию Нади был совершенно неблагоприятным. Когда ей было всего 5, все в один голос твердили, что рассчитывать на устную речь не стоит и я смирилась с неизбежным. Но в глубине души я все равно верила в нее. Мы занимались, занимались, занимались. Специалистам я делала запрос на формирование других функций и навыков и дочка добилась неплохих успехов. Но то, что у нее пошла устная речь, стало для меня невероятной радостью!

Попробую проанализировать, какие факторы способствовали столь явному прогрессу:

  • Летний загородный лагерь самостоятельного проживания «Лето со смыслом» на базе санатория –курорта «Велегож». В августе 2017 года Надя впервые поехала в лагерь без меня. Вероятно, это стало для нее своего рода встряской. Интенсивная программа, реализованная с моим ребенком в этом лагере, принесла свои плоды: Надя стала намного самостоятельнее. После возвращения домой я заметила, что у Нади стало намного больше громких, резких вокализаций. Тогда мне это показалось проблемой, но сейчас я понимаю, что это был новый этап речевого развития.
  • Интенсивный курс коррекционно –развивающих занятий в Центре для особых детей и подростков в 2017 – 2018 учебном году: Надя была вовлечена в процесс абилитации 5 дней в неделю.
  • Наша активная социальная жизнь: мы с Надей не пропускаем ни одного мероприятия, организованного в общественной организации «Маленькая страна –Мы есть!»

К концу 2017 – 2018 учебного года у Нади в активном словарном багаже много слов (некоторые упрощенные, лепетные), попытки строить простую фразу, обращаться с просьбами. Дочь вышла на совершенно новую ступень развития, ее саму радуют речевые успехи.

Хочу пожелать всем родителям, которые   воспитывают детей с особыми нуждами: не опускайте руки и верьте в своих детей!  И у вас все получится!

Фото Лены Балакиревой

Август 2017. Лагерь «Лето со смыслом»

Санаторий – курорт «Велегож»

Рубрики: Новости