Артем Каликанов

АРТЕММама Артема заметила, что с сыном что-то не так еще до года: старшая дочь в 8 месяцев уже лепетала какие-то слова, а Артем молчал и ни на что не реагировал. После года Артема испугала собака. Мама считает, что это была отправная точка, после которой проблемы стали накапливаться, как снежный ком: с тех пор он боялся животных, людей, любых движущихся объектов, даже птиц. Боялся воды, кричал, когда его купали.

Осознав наличие проблем у ребенка, мама стала активно ходить по врачам. Но они писали в карточке: «Развитие в норме», и успокаивали «Никуда не ездите, деньги не тратьте, такое бывает, все пройдет, речь появится после трех лет». Но улучшений в поведении ребенка не наблюдалось, а время шло. При обращении к специалистам, логопедам, дефектологам, мама тоже слышала лишь одно: «Приходите после 4-х лет, тогда и начнем заниматься».

Такие ответы маму не устраивали, и она продолжала искать ответы на свои вопросы у различных специалистов. Она заметила, что Артем отводил взгляд, не мог встречаться глазами с людьми, у него не было указательного жеста. И проделав огромную работу она, наконец, нашла человека, который не отписался, а поставил диагноз Артему, это была невропатолог Григорьева Лариса Александровна. Диагноз — аутизм. Подтвердив свои опасения, мама не опустила руки, а стала искать возможности помочь своему ребенку. Она обратилась в Валеоцентр. Лазарева Елена Вячеславовна, специальный психолог, педагог-дефектолог, начала заниматься с Артемом каждый день игровой терапией. Другие занятия Артем тогда не воспринимал: он не сидел за столом, не шел на контакт. Мама вспоминает: «Я смотрела, как Елена Вячеславовна ползает с моим Артемом, показывает ему карточки и называет предметы, а он только отворачивается. В такие моменты на меня накатывала безнадежность, хотелось броситься с моста. Я думала, что я отдам ребенка в детский сад и снова окунусь в активную жизнь, в работу, которую очень любила, а теперь мне стало ясно, что моя жизнь остановилась». Теперь мама каждый день водила сына на занятия в центр. Занятия продолжались и дома, в три года специально купили компьютер и различные обучающие программы по русскому языку. Очень помогли карточки со словами по методу глобального чтения Гленна Домана. Мама с Артемом проработала порядка 860 (!) штук. Куда бы они не ходили, они брали их с собой, получалась целая сумка карточек. Но для мамы это не стало препятствием, она помогала и поддерживала своего ребенка все возможными, и даже порой казалось недоступными способами. Использовала американский диск для обучения иностранцев русскому языку, в котором слайдами меняются картинки с предметом, слово написано и озвучивается диктором вслух. Помогла «Азбука Кирилла и Мефодия», в них были интересные задания: расставить слова по порядку в предложении, например, «Едет поезд через мост». Читать Артем начал раньше, чем говорить. Однажды, через 4 месяца после начала занятий, Елена Вячеславовна сказала маме: «А вы знаете, что Артем читает?» Мама очень удивилась. Артем начал раскладывать карточки со словами к картинкам и тогда мы поняли, что он зачитал. Это было как чудо, над которым работали несколько человек. Это был заметный скачок в развитии. Говорить он начал около 4-х лет.

С 4-х лет Артем начал ходить в обычный детский сад в логопедическую группу. Первые 3-4 месяца он ходил на полдня, потому что он никогда не спал днем. Но потом Артема стали оставлять на полный день и сама воспитательница говорила, что он ведет себя хорошо, не мешает ни детям, ни ей. Прошло время и сейчас Артем ходит в обычную школу, в 3 класс. У него не возникает проблем с одноклассниками. Учится он хорошо. Когда Артем пришел в первый класс, он знал больше, чем все дети, уверенно читал, писал, считал. Он и сейчас знает больше, чем одноклассники. Так как обучение было первоначально в форме игры, Артем легко усваивал знания и до сих пор с удовольствием учится. Если спросить что-то, он всегда ответит, но пересказать текст самому, например, по «Окружающему миру» без наводящих вопросов, ему сложно. Любит математику, ему нравится работать с цифрами. Может в уме производить разнообразные вычисления, например, длинные примеры с шестизначными числами и 6-8 действиями быстро считает в уме, записывая сразу ответ. Делит и умножает тоже в уме, не в столбик. Учительница долго сомневалась, можно ли считать, что Артем научился работать с числами и усвоил материал. Тогда Артем, специально для учительницы, стал записывать вычисления в столбик, уже после решения примеров. Как многие аутисты, он с удовольствием демонстрирует фокусы с календарем: назовите ему дату вашего рождения, и он через 1-2 минуту скажет, какой это был день недели. Похоже на фокус? Может быть, Артем знает волшебную формулу? Нет, это феномен аутичного мышления, пока необъяснимый наукой. Сначала ребята в классе посмеивались над Артемом, но благодаря учительнице проблемы исчезли. Она объясняла детям, что Артем просто другой, что он многое умеет делать того, что обычным детям не доступно. Когда математика стала сложнее, начались цепочки вычислений, ребята начали соперничать за место за партой с Артемом — он помогал решать примеры. Кроме успехов в школе, Артем уже 2 года занимается лепкой. Он регулярно побеждает в районных конкурсах. Заметьте, не в конкурсах в центре абилитации, даже не в школьных – его работы неоднократно признаны лучшими среди школьников Зареченского района города Тулы. Это высокий уровень и видимый успех.

С интеллектом у Артема нет проблем, искаженное развитие проявляется в поведении. Многие родители его одноклассников хотят, чтобы Артем перешел в другую школу. Причина в том, что иногда он ведет себя не адекватно, например, расстроившись из-за забытой тетрадки, может кричать в классе, пугая всех ребят. Когда учительница меняет уроки местами, то Артем не может принять изменение в расписании, подходит к учительнице, показывает ей дневник и призывает проводить положенную математику вместо внеочередного русского языка.

Есть сложности и в общении. Например, девочка-одноклассница в первом классе подарила Артему открытку на 23 февраля. А он не понял, что с этим делать и поэтому исправил в открытке ошибки и вернул обратно. Ему было сложно понять, что открытка — это знак внимания. Что такое день рождения, он понял первый раз в 10 лет. Но не смотря на это Артем любит подарки, особенно машинки. К конструктору Лего равнодушен, может быстро собрать модель по схеме и поставить на полку, играть и разбирать ее уже не будет, для него очень тяжело принять, когда вещи ломаются – все должно быть стабильно и постоянно. Очень любит порядок, соблюдает режим дня с точностью до минут, не отступая от него. Весь его день построен по определенной схеме, например, после школы он приходит домой, кушает, рацион строго определенный. Потом играет в приставку PSP или в компьютер, это целый мир для него. Играть любит, нравится набирать тексты, например, пишет рассказы, которые получаются немного неловкие, но осмысленные. Ровно в 20:38 Артем идет в ванну, в 21.00 смотрит «Спокойной ночи малыши», потом ложиться в кровать. Спит, как убитый: ничем не разбудишь до утра.

После школы у Артема насыщенное еженедельное расписание :

  • понедельник – кружок мягкой игрушки;
  • среда – три занятия в центре абилитации: театральная деятельность, психологическая коррекция, лепка;
  • четверг – бассейн по проекту «Утята аутята», Артем прекрасно плавает;
  • пятница – 2 занятия: игровая терапия с психологом, музыкальное занятие: музыка благотворно влияет на детей с особенностями развития, да и голос у Артема хороший, в ноты попадает, немного играет, знает ноты, может сам подобрать мелодию;
  • суббота – утром иппотерапия в комплексе «Грумант», по проекту «Кентаврик», Артем победитель соревнований. Затем с 15.00 еще два занятия в центре абилитации: интерактивное обучение по проекту «Мой друг — светофор» по обучению правилам дорожного движения, затем «Настольные игры»;
  • вторник и воскресенье – выходной.

Большинство занятий организовано ТРОО «Маленькая страна», и мама Артема ее активный член. Артем остается особенным ребенком, но с первого взгляда и не поймешь, что мальчик не такой, как все. Он говорит осмысленные вещи: коротко, рублено, но по делу. Может сам сходить в магазин, знает правила дорожного движения. Однако, если например встретит собаку, может забыть про все и запаниковать, даже выбежать на дорогу. Колоссальная работа была проделана мамой Артема и командой специалистов под руководством Лазаревой Елены Вячеславовны, и ее трудно переоценить. Через сколько всего маме Артема пришлось пройти: неприязнь соседей, родителей одноклассников сына, просто посторонних людей. Сколько пришлось пережить откровенно страшных моментов… Например, однажды после применения лекарств голова застыла вбок, подбородком у плеча, судорожный синдром, заклинило мышцы, и два месяца он ходил в таком положении. Вот тогда мама особенно прочувствовала, как страшно иметь ребенка-инвалида в нашем обществе – просто невозможно выйти на улицу, все оборачиваются и глазеют. Потом Артем поехал в летний лагерь с центром абилитации, где специалисты ему помогли физически расслабиться, и спазм прошел. А когда Артем в шесть лет попал в реанимацию и два дня лежал под капельницей, маме уже было все равно каким он будет, лишь бы жил.

Мама живет сегодняшним днем и о будущем пока не хочет задумываться. Ей страшно оставлять его в обычной средней школе: «Сейчас учительница одна, а потом педагогов будет много, вполне вероятно, что и количество проблем резко увеличится». Ее цель и надежда — программа инклюзивного обучения, при котором детей с особенностями в развитии сопровождает специалист, который объясняет учителям и ребятам в классе, что необходимо особенному ребенку и как с ним лучше общаться. Мама надеется, что общественная организация «Маленькая страна» поможет и в этом вопросе. Но несмотря не на что, результат очевиден. Раньше Артем был погружен в себя, никто не знал, что ждать от него в следующую минуту. Он убегал неизвестно куда, не мог контролировать даже физиологические процессы. Не мог дать сдачи, если его обижали, просто еще больше замыкался в себе. Огромная работа дала свои результаты. Невозможно даже сравнивать настоящую жизнь Артема с теми прогнозами, которые наслушалась его мама в свое время: «Ваш ребенок не обучаем, он никогда не будет даже говорить». Артем включен в окружающий мир, ходит в обычную школу, побеждает на конкурсах и ведет интересную насыщенную жизнь. Знает и может многое, зачастую больше, чем средний обычный ребенок. Результаты громадны. И все это благодаря самоотверженной работе педагогов и матери, которая не пожелала смириться с болезнью, которая хотела дать возможность своему ребенку адаптироваться в нашем мире и жить полноценной жизнью.

Добавить комментарий

Расскажите о нас своим друзьям в социальных сетях